Вернуться
Пошаговая инструкция по открытию аптеки
2017-06-23 11:56:48

Пошаговая инструкция по открытию аптеки

Как открыть аптеку? Какие могут встретиться подводные камни, и на какие моменты стоит обратить особое внимание? Рассмотрим по порядку. 

С чего начать?

С законодательства. Аптека несет прямую ответственность за здоровье и жизнь граждан, строго регулируется законом и проверяется соответствующими органами. Только полное соответствие установленным правилам позволит получить лицензию на торговлю фармацевтическими препаратами. 

Обратите внимание

Согласно действующему законодательству, в зависимости от продаваемых товаров, помещение должно соответствовать различным характеристикам (высота и кубатура).

Нормативные акты влияют на отделку помещения и выбор оборудования. Нет ни одного зала с ярко-оранжевыми стенами и фиолетовыми полками. 

Существенную роль в глазах проверочных команд играют вентиляция и инверторные холодильные камеры. Качественная установка без нареканий поспособствует скорому получению лицензии.

Правовая форма аптеки – ООО. Для оформления первоначальной документации потребуется регистрация юридического лица, оплата взноса, составляющего 10 000 руб., и создание устава.

В государственной документации представлен перечень препаратов, которые обязаны находиться на прилавке аптеки (5–7 тыс. наименований).

Аптеки имеют 2 разновидности: 

Продающие товар по рецепту – аптеки и аптечные пункты. Они имеют широкий ассортимент, торгуя лекарствами, запрещенными в свободном доступе.

Без рецепта – аптечные киоски и магазины. Список товаров ограничивается лекарствами общего назначения, отпускаемого без рецепта (зеленка, аспирин, вата, шприцы и т.д.)

Где найти место?

По мнению успешных владельцев аптек, существует 2 варианта подбора точки под аптеку. 

Если это аптека общего назначения, ее необходимо открывать на месте с высокой проходимостью (центр города, станции метро, остановки маршруток у рынков и торговых центров, вокзалы). Аптека с широким профилем привлекательна для всех слоев населения – следовательно, она должна находиться на виду и быть по максимуму доступной. Выбирая, куда бежать за зеленкой, любой человек выберет ближайший вариант.

Если же вы предполагаете открыть аптеку узкого назначения, с препаратами, которых нет нигде в городе (либо конкурентов мало), то подойдет любой район. Узкоспециализированная аптека не интересна среднестатистическому гражданину. Такие аптеки направлены на сбыт малого ассортимента в узком кругу покупателей, и большой поток посетителей их не касается.

Одна или сеть?

Одна аптека общего назначения невыгодна и неконкурентоспособна. С точки зрения поставщиков, общий объем заказанных товаров ничтожен, и следовательно, делать скидки не имеет смысла. Если закупать товар по максимальным ценам у поставщика, то цены на вашем прилавке также будут максимальными. Владельцам сети аптек, делающим заказы на сумму в десятки и сотни раз больше, поставщики делают выгодные скидочные предложения. Вывод – ваша цена на товар будет наилучшей в сравнении с конкурентами. К кому пойдет клиент? К тому, у кого дешевле. 

Как быть, если на сеть финансов не хватает? 

Узкоспециализированная аптека, франчайзинг или объединение в виртуальную аптечную сеть.

Первый вариант уже обсуждался. Мало конкурентов, стабильный узкий круг клиентов, отдельные поставщики товара.

Второй вариант выгодный с точки зрения экономии времени и нервов. Вы практически не занимаетесь рекламой, минимум документов при оформлении, большинство вопросов решаются с вашим косвенным участием. Но – вы не являетесь абсолютным владельцем и не можете контролировать все аспекты.

Виртуальная аптечная сеть – наиболее выгодный вариант для тех, кто желает быть «монархом» и оставаться на плаву. Обратите внимание – виртуальная сеть аптек, а не аптека в интернете. Согласно законодательству, торговля медикаментами через интернет запрещена. Только обладая лицензией и имея весь список подтверждающих документов, некоторые аптеки позволяют себе совершать доставку на дом. Виртуальная сеть означает косвенное объединение и общие интересы не связанных между собой предприятий, а не торговлю из домашнего холодильника валидолом.


Идеальные условия. Как это?

Площадь помещения составляет 100–130 м2.

2. Людное место.

3. Поблизости нет конкурентов.

4. Штат из квалифицированных сотрудников.

5. Документация в идеальном состоянии.

6. Выгодные контракты с дистрибьюторами поставщиков, пользующихся популярностью.

7. Изощренная реклама.

Делаем упор на…

Аптеку современного мира очень сложно выделить из общей массы. Наименование товара у всех одинаковое (если не узкоспециализированная область), поставщики у всех общие, требования к помещению строго регламентированы. Выделиться можно 3 способами:

- реклама – «засветиться»;

- акции – привлечь клиентов;

- сервис – закрепить в покупателе хорошие впечатления, которые поспособствуют его возвращению.

Русский человек небрежен. Он не идет в больницу к врачу, а сразу в аптеку и уже там советуется. Вывод – для закрепления за собой ниши в аптечном бизнесе необходимо создать уникальное обслуживание, удовлетворяющее посетителя. Дополнительные бесплатные услуги, оказываемые работниками аптеки – гарантированный успех! К ним относится консультация по состоянию здоровья, измерение давления или уровня сахара в крови. Важно: весь персонал аптеки должен быть вежлив, квалифицирован и уметь работать с социумом. 

Как не прогореть?

Большинство аптек спасаются исключительно благодаря товарам не фармацевтического действия: пищевые добавки, шампуни, косметика, памперсы и т.д. Не забывайте о психологии. Придя в аптеку за памперсами, молодая мама купит соску, салфетки, шпринцовку и еще с десяток товаров, лежащих вокруг пачки памперсов. Нет, вы не продаете то, что ей не нужно. Просто она забыла или не знала, а увидев на одном прилавке, задумалась, или фармацевт услужливо подсказал.