Вернуться
Что такое франчайзинг- всё о бизнесе, основанном на приобретении франшизы
2017-08-07 10:00:00

Что такое франчайзинг- всё о бизнесе, основанном на приобретении франшизы

Договор франчайзинга как один из видов гражданско-правового договора в настоящее время законодательно разработан во многих странах мира. И это неслучайно: такой вид договорных отношений считается весьма эффективным и перспективным. Однако явление это достаточно новое, и далеко не все предприниматели с ним знакомы и знают нюансы данного вида договора. Исследованием такого явления, как франчайзинг, занимаются юристы, экономисты, ученые.

 Что же такое франчайзинг?

Слово это имеет такое значение как «привилегия», «льгота». Часто можно встретить термин «франшиза». Это слово означает «место, где разрешена торговля». Если попробовать определить понятие франчайзинга юридическим языком, то его можно обозначить как деятельность в сфере предпринимательства. В этой деятельности на основе заключенного между сторонами договора одна сторона (ее называют правообладатель, иначе именуемый франчайзер) предоставляет второй стороне договора (пользователю, другое название которого - франчайзи) за определенное вознаграждение исключительные права, дающие возможность использования своего фирменного знака для определенных услуг и товаров, а кроме того, фирменного наименования, какого-либо специального оборудования или ноу-хау.

Кроме этого, собственник франшизы оказывает пользователю помощь рекламного, консультативного и бухгалтерского характера. Это дает возможность франчайзи управлять своим бизнесом, повышать существенно престиж своей фирмы, но при этом необходимо основываться на интересах и партнеров, и, конечно же, потребителя, соблюдая предусмотренные контрактом требования.

Франчайзинг можно рассмотреть и проанализировать в узком смысле слова, а также и в широком. Если говорить о широком смысле, это способ ведения бизнеса, это целая система, с помощью которой осуществляется продвижение товаров на рынке. А узкое понимание предусматривает в первую очередь сам договор франчайзинга как документ с определенными правами и обязанностями.

 Каковы же основные признаки франчайзинга? Чем он характерен?

Во-первых, подобные отношения строятся на договоре франчайзинга. Причем сторонами такого договора выступают самостоятельные, друг от друга независящие предприниматели. Во-вторых, франчайзер выступает в данных отношениях один, а что касается франчайзи, их может быть много. В-третьих, у франчайзера есть исключительные, только ему принадлежащие права на использование в интересах своего бизнеса того или иного объекта права собственности, а также использование деловой репутации и ряда других прав. В-четвертых, франчайзер всячески помогает франчайзи, но при этом имеет право контроля над его ведением предпринимательской деятельности. Кроме того, есть ряд запретов для франчайзи, например, запрет на предоставление другим предпринимателям аналогичных прав.

Есть разные виды франчайзинга. Следует отметить, что выбор конкретного вида всецело зависит от вида деятельности предпринимателя, особенностей местного рынка, а кроме этих факторов, еще и от места самого франчайзера на рынке.

Франчайзинг бывает следующих видов: 

  • деловой, производственный, и товарный. 
  1. Что касается делового франчайзинга, при этом виде лицензия будет продаваться физическим лицам либо организациям. Она предоставляет юридически законное право на открытие торговых объектов для продажи каких-то определенных услуг и продуктов, все это происходит под именем франчайзера. И это самый распространенный из всех существующих видов франчайзинга. Ведущей фирмой продается лицензия определенным компаниям, дающая им возможность открыть свое предприятие по продаже услуг или продукции. Продажа осуществляется под именем компании-франчайзера. Франчайзер существенно помогает в ведении отчетности, обучении персонала, выбирается строительная площадка, если это необходимо. Франчайзи постоянно платит в рекламный фонд взносы. А франчайзер поставляет ему свой товар.
  2. Что касается производственного франчайзинга, он часто применяется при изготовлении безалкогольных напитков. Тут речь идет о производстве какого-либо товара с известной торговой маркой. Использоваться могут концентраты сырья или технологии.
  3. Товарный франчайзинг применяется в торговой сфере, когда речь идет о продаже уже готового товара по определенной схеме. Франчайзи покупает полуфабрикат или же продукт у производителя и осуществляет полное обслуживание покупателей до и после продажи. Важным условием при таком виде франчайзинга является запрет на продажу товаров компаний-конкурентов.

Есть и иные классификации франчайзинга:

  1.  сбытовой (здесь производитель товара выстраивает разветвленную сбытовую сеть и контролирует ее);
  2.  торговый (в этом случае сеть магазинов открывается торговой организацией. Но эти магазины самостоятельны и не являются дочерними предприятиями или филиалами);
  3.  производственный (производитель продвигает выпускаемую им продукцию на новые рынки или расширяет производство);
  4.  в сфере предоставления услуг и обслуживания (юридические фирмы, автомастерские и т.п.).

Как видим, договор франчайзинга – явление достаточно сложное, многообразное. Но вместе с тем весьма интересное и перспективное. Всем, задумывающимся о собственном бизнесе, стоит изучить франчайзинг как выгодный бизнес и попробовать себя в нем.