Причиной споров с фискальными службами могут быть различные ситуации. Например, если решения, принимаемые налоговыми органами, приводят к нарушению прав и интересов субъектов хозяйствования.
Споры возникают в том случае, когда уполномоченные лица службы:
- создают препятствия для развития бизнеса неправомерными требованиями об уплате налогов;
- осуществляют блокировку расчетного счета;
- отказывают в налоговом вычете или зачислении переплаты по налогам;
- требуют лишние, не предусмотренные законодательством документы;
- не выполняют или нарушают свои обязательства;
- совершают иные действия, противоречащие действующим нормативно-правовым актам.
Куда жаловаться на действия ИФНС?
Каждый субъект хозяйственных отношений имеет право на обжалование незаконных действий фискальных служб в вышестоящую налоговую инспекцию и в суд. Прежде чем обратиться с иском в органы правосудия, следует дождаться решения по жалобе, поданной в вышестоящую налоговую службу. То есть досудебная процедура носит обязательный характер.
Жалобы направляются через налоговую инспекцию, действия которой оспариваются, в ФНС России. При подаче жалобы в канцелярию налоговой инспекции следует сделать копию документа и поставить отметку о дате принятия жалобы. Так можно будет контролировать сроки рассмотрения обращения. Также можно направить жалобу в почтовом отделении ценным письмом, при этом сделав опись вложения.
Виды, сроки и результат рассмотрения жалоб
Выделяют следующие жалобы, связанные с действиями и решениями фискальных органов:
- апелляционные — подаются на решения, которые вынесены налоговыми инспекторами по результатам выездных или камеральных проверок. Обращение необходимо подать до того, как оспариваемое решение вступит в силу (в течение месяца со дня получения субъектом хозяйствования документа по результатам проверки).
- обычные — подаются во всех других случаях, когда были зафиксированы неправомерные действия налоговых инспекторов. Обычная жалоба направляется если был пропущен срок подачи апелляционной. Обратиться с такой жалобой можно в уполномоченный орган в течение одного года со дня, когда субъект хозяйствования получил подтвержденные сведения о нарушении своих прав.
Жалобы, связанные с результатами налоговых проверок, рассматриваются в течение месяца со дня получения всех необходимых документов. Решение по обращениям, предмет которых не связан с налоговыми проверками, будет принято быстрее — не позднее 15 дней со дня регистрации такого обращения.
Заявитель получает решение по почте или оно выдается на руки в течение 3 дней со дня его принятия. Если результат рассмотрения жалобы не устраивает заявителя, он может оспорить его в суде.