Как открыть аптеку? Какие могут встретиться подводные камни, и на какие моменты стоит обратить особое внимание? Рассмотрим по порядку.
С чего начать?
С законодательства. Аптека несет прямую ответственность за здоровье и жизнь граждан, строго регулируется законом и проверяется соответствующими органами. Только полное соответствие установленным правилам позволит получить лицензию на торговлю фармацевтическими препаратами.
Обратите внимание
Согласно действующему законодательству, в зависимости от продаваемых товаров, помещение должно соответствовать различным характеристикам (высота и кубатура).
Нормативные акты влияют на отделку помещения и выбор оборудования. Нет ни одного зала с ярко-оранжевыми стенами и фиолетовыми полками.
Существенную роль в глазах проверочных команд играют вентиляция и инверторные холодильные камеры. Качественная установка без нареканий поспособствует скорому получению лицензии.
Правовая форма аптеки — ООО. Для оформления первоначальной документации потребуется регистрация юридического лица, оплата взноса, составляющего 10 000 руб., и создание устава.
В государственной документации представлен перечень препаратов, которые обязаны находиться на прилавке аптеки (5–7 тыс. наименований).
Аптеки имеют 2 разновидности:
Продающие товар по рецепту — аптеки и аптечные пункты. Они имеют широкий ассортимент, торгуя лекарствами, запрещенными в свободном доступе.
Без рецепта — аптечные киоски и магазины. Список товаров ограничивается лекарствами общего назначения, отпускаемого без рецепта (зеленка, аспирин, вата, шприцы и т.д.)
Где найти место?
По мнению успешных владельцев аптек, существует 2 варианта подбора точки под аптеку.
Если это аптека общего назначения, ее необходимо открывать на месте с высокой проходимостью (центр города, станции метро, остановки маршруток у рынков и торговых центров, вокзалы). Аптека с широким профилем привлекательна для всех слоев населения — следовательно, она должна находиться на виду и быть по максимуму доступной. Выбирая, куда бежать за зеленкой, любой человек выберет ближайший вариант.
Если же вы предполагаете открыть аптеку узкого назначения, с препаратами, которых нет нигде в городе (либо конкурентов мало), то подойдет любой район. Узкоспециализированная аптека не интересна среднестатистическому гражданину. Такие аптеки направлены на сбыт малого ассортимента в узком кругу покупателей, и большой поток посетителей их не касается.
Одна или сеть?
Одна аптека общего назначения невыгодна и неконкурентоспособна. С точки зрения поставщиков, общий объем заказанных товаров ничтожен, и следовательно, делать скидки не имеет смысла. Если закупать товар по максимальным ценам у поставщика, то цены на вашем прилавке также будут максимальными. Владельцам сети аптек, делающим заказы на сумму в десятки и сотни раз больше, поставщики делают выгодные скидочные предложения. Вывод — ваша цена на товар будет наилучшей в сравнении с конкурентами. К кому пойдет клиент? К тому, у кого дешевле.
Как быть, если на сеть финансов не хватает?
Узкоспециализированная аптека, франчайзинг или объединение в виртуальную аптечную сеть.
Первый вариант уже обсуждался. Мало конкурентов, стабильный узкий круг клиентов, отдельные поставщики товара.
Второй вариант выгодный с точки зрения экономии времени и нервов. Вы практически не занимаетесь рекламой, минимум документов при оформлении, большинство вопросов решаются с вашим косвенным участием. Но — вы не являетесь абсолютным владельцем и не можете контролировать все аспекты.
Виртуальная аптечная сеть — наиболее выгодный вариант для тех, кто желает быть «монархом» и оставаться на плаву. Обратите внимание — виртуальная сеть аптек, а не аптека в интернете. Согласно законодательству, торговля медикаментами через интернет запрещена. Только обладая лицензией и имея весь список подтверждающих документов, некоторые аптеки позволяют себе совершать доставку на дом. Виртуальная сеть означает косвенное объединение и общие интересы не связанных между собой предприятий, а не торговлю из домашнего холодильника валидолом.
Идеальные условия. Как это?
- Площадь помещения составляет 100–130 м2.
- Людное место.
- Поблизости нет конкурентов.
- Штат из квалифицированных сотрудников.
- Документация в идеальном состоянии.
- Выгодные контракты с дистрибьюторами поставщиков, пользующихся популярностью.
- Изощренная реклама.
Делаем упор на…
Аптеку современного мира очень сложно выделить из общей массы. Наименование товара у всех одинаковое (если не узкоспециализированная область), поставщики у всех общие, требования к помещению строго регламентированы. Выделиться можно 3 способами:
- реклама — «засветиться»;
- акции — привлечь клиентов;
- сервис — закрепить в покупателе хорошие впечатления, которые поспособствуют его возвращению.
Русский человек небрежен. Он не идет в больницу к врачу, а сразу в аптеку и уже там советуется. Вывод — для закрепления за собой ниши в аптечном бизнесе необходимо создать уникальное обслуживание, удовлетворяющее посетителя. Дополнительные бесплатные услуги, оказываемые работниками аптеки — гарантированный успех! К ним относится консультация по состоянию здоровья, измерение давления или уровня сахара в крови. Важно: весь персонал аптеки должен быть вежлив, квалифицирован и уметь работать с социумом.
Как не прогореть?
Большинство аптек спасаются исключительно благодаря товарам не фармацевтического действия: пищевые добавки, шампуни, косметика, памперсы и т.д. Не забывайте о психологии. Придя в аптеку за памперсами, молодая мама купит соску, салфетки, шпринцовку и еще с десяток товаров, лежащих вокруг пачки памперсов. Нет, вы не продаете то, что ей не нужно. Просто она забыла или не знала, а увидев на одном прилавке, задумалась, или фармацевт услужливо подсказал.