В этом материале подробно описываем мошенническую схему с чеками и пречеками в ресторанах и то, как персонал может ею воспользоваться. А также инструктируем, как предотвратить подобный сценарий.
Что такое пречек? Это та самая бумажка, которую гости ошибочно принимаю за “чек”. Ее выносят гостю для ознакомления с суммой, которую нужно заплатить. Там перечислены позиции, что гость ел-пил и стоимость за каждую позицию. Чек же, настоящий чек, выдается гостю уже после оплаты, согласно Федеральному закону № 54.
Итак, сценарий в основе группы мошеннических схем “чек-пречек” везде один: клиенту выдается пречек, а чек не выдается. В результате чего, платеж не фиксируется на кассе и полученные деньги могут идти в карман.
Итак, разберем несколько схем более детально.
- Посетитель расплачивается, а чек ему “забывают” выдать. Официант отменяет заказ, а полученные средства кладет в карман. Гость уходит, не обратив должного внимания на это. При этом, если официант к кассе доступа не имеет, а доступ к ККТ есть лишь у кассира, то ребята могут быть в сговоре. Если у официанта к кассе допуск все-таки есть, тот в этом случае возможности обмануть и того проще.
Во избежание подобной схемы, LIFE PAY рекомендует попробовать омни-кассу. Это единая касса, которая аккумулирует и обрабатывает платежи со всех терминалов заведения. Контролировать ее может старший менеджер или руководитель, что поможет отследить возможность фрода. При этом чеки посетителям будут приходить на почту или по СМС – это отличный способ сэкономить на чековой ленте.
- Еще один весьма рисковый сценарий: вписание официантом лишних позиций (тех, которые не входили в заказ) в пречек. Невнимательный гость оплатить по всем позициям и уйдет, а разница пойдет в карман. Внимательный гость – обязательно устроит скандал, что грозит репутации заведения.
- Чеки могут быть заменены, если одна и та же позиция заказывалась несколько раз в день, например, популярный у посетителей латте с карамельной крошкой. В первый раз официант примет оплату по данной позиции и сохраняет чек, а в следующие разы спокойно берет оплату по позиции без чека, разницу забтирая себе.
- Наличные минуют кассу. Официант сообщает, что терминал сломался и приносит извинения и просит оплатить наличными. При оплате наличными нет никакой фиксации во внутренних налоговых системах. По итогу после выплаты наличкой не выдается, заказ не фиксируется, а наличные забираются злоумышленником.
Для экономии на эквайринге можно использовать легальные пути – например, прием оплаты по Системе быстрых платежей по QR-коду или NFC-микрочипу. Ставка по СБП в несколько раз меньше, чем за обычный торговый эквайринг. А NFC-микрочип – продвинутая технология, разработанная LIFE PAY взамен ушедшим из РФ Apple Pay И Google Pay, которая представляет из себя небольшую наклейку. Для приема оплаты достаточно того, чтобы гость поднес телефон к микрочипу. Коннект вызывает банковское приложение на телефоне клиента, где ему нужно лишь одобрить транзакцию.
NFC-микрочип от LIFE PAY: верните клиентам возможность платить касанием смартфона
Рекомендуем во избежание подобных схем мошенничества использовать современные цифровые системы, которые перечислены в статье. В первую очередь, они помогут сохранить репутацию заведения, ведь скандал в вашем ресторане никому не нужен.
Ждем вас в нашем Телеграм-канале! Там вы найдёте актуальные новости, полезную аналитику, лайфхаки и обзоры на тему бизнеса, финансов, банков, экономики и профессионального роста!