Безналичная оплата сегодня — не роскошь и даже не способ выделиться среди конкурентов. Это необходимость — как для бизнеса, так и для его потребителей. Внедрить такой инструмент в свое дело можно с помощью эквайринга.
Подключите эквайринг для малого бизнеса
Подробнее об эквайринге для малого бизнеса
Эквайринг — это технология безналичной оплаты. Она позволяет оплатить товар или услугу следующими способами:
- Банковская карта;
- Смартфон или другой гаджет с NFC-модулем;
- Виртуальный кошелек.
Такая технология актуальна как для офлайн, так и онлайн бизнеса. В первом случае эквайринг сопровождается использованием дополнительного оборудования — POS-терминалов. Они считывают платежные данные для совершения оплаты. При онлайн-платежах дополнительное оборудование не используется.
Кто принимает участие в эквайринговой системе?
Эквайринг — это многоэтапный процесс. В нем принимает участие несколько сторон:
- Продавец — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который использует эквайринг для бизнеса и принимает платежи. Он является обслуживаемой стороной.
- Банк-эквайер — сторона, которая предоставляет подключает и обслуживает систему безналичной оплаты. Это может быть напрямую банк или финтех-компания. Эквайер предоставляет необходимое оборудование, сопровождает работу всей системы, обслуживает расчетный счет. За такую работу он берет комиссию.
- Клиент — покупатель, который оплачивает услугу или товар безналичным методом.
- Банк-эмитент — банк, который выпустил и обслуживает карту клиента.
Продавец и клиент — основные участники платежных операций. Между ними заключается сделка купли-продажи. Но платеж происходит между банком-эмитентом и банком-эквайером.
Как работает эквайринг?
Описать работу эквайринговой системы можно так:
- Формирование данных для оплаты. В POS-терминале или онлайн-кассе продавец указывает список товаров или услуг и сумму, которую должен внести покупатель.
- Передача платежной информации. Клиент прикладывает карту к терминалу или указывает ее данные в форме оплаты. От терминала платежная информация передается в процессинговый центр эквайера.
- Связь эквайера с эмитентом. Получив платежную информацию, эквайер перенаправляет ее эмитенту. Так происходит проверка карты на факт блокировки, ареста счета.
- Проведение транзакции. Если никаких препятствий для выполнения операции не найдено, эмитент сверяет остаток на счету карты покупателя с суммой, выставленной к оплате, проверяет корректность введенного пин-кода и одобряет транзакцию. Эта информация отправляется в терминал и в банк-эквайер.
- Перевод средств. Эмитент подтверждает оплату и переводит указанную сумму на счет эквайера.
- Зачисление средств. Банк-эквайер зачисляет полученную сумму на расчетный счет продавца, списав с нее свою комиссию.
Внешне оплата занимает несколько секунд: покупатель поднес карту к терминалу и деньги успешно списались.
Внутренний процесс оплаты занимает больше времени. Точная скорость поступления средств на конечный счет индивидуальна. Его прописывает в договоре эквайринговая компания. Обычно такой процесс занимает 1-3 дня.
Кто обязан подключать эквайринг?
Эквайринг — это не просто удобная для бизнеса функция, но еще и обязательное требование законодательства.Согласно действующему закону «О защите прав потребителей» (статья 16.1), такую технологию должны использовать ИП и юридический лица, чья выручка за прошлый год превысила 20 млн рублей. За игнорирование этого требования предусмотрены штрафы:
Нарушитель | Штраф, руб. |
Индивидуальный предприниматель | 15 000 — 30 000 |
Юридическое лицо | 30 000 — 50 000 |
Обойтись без эквайринга можно только если у компании нет технических и цифровых возможностей для его подключения. Например, магазин находится в регионе, где нет интернета. Эквайринг не обязателен и для отдельных точек продаж, где общая прошлогодняя выручка меньше 5 млн рублей. Например, если в общей сложности компания продает в год на 30 млн рублей, но выручка ее отдела продаж в Иркутске составляет всего 3 млн рублей, то организация безналичной оплаты в этой точке — не обязательна.
Виды эквайринга для малого бизнеса
Есть несколько типов эквайринга, он может быть:
- Торговым. Используется в офлайн-бизнесе. Например: магазины, АЗС, кофейни. Торговый эквайринг работает совместно с техническим оснащением — для получения информации с карты покупателя используется POS-терминал.
- Мобильным. Актуален для небольшого бизнеса. Например: швейная мастерская, магазин аксессуаров ручной работы. В отличие от торгового, мобильный эквайринг подразумевает работу с POS-терминалом, подключенным напрямую к смартфону продавца. Это упрощает процесс приема оплаты.
- Интернет (онлайн). Применяется для продаж товаров и услуг в сети. Например: онлайн-школы, интернет-магазины, маркетплейсы. Интернет эквайринг не подразумевает использование терминала, вместо него применяется защищенная страница для оплаты. Ее предоставляет платежный сервис, на ней покупатель вводит свои реквизиты.
Дополнительный формат такой технологии — оплата по QR-коду. Она тоже не подразумевает использование терминала. В этом случае покупатель вносит оплату через Систему быстрых платежей, отсканировав QR-код, выставленный продавцом, в приложении своего банка. Такой вид эквайринга актуален для небольшого бизнеса, или на начальном этапе развития компании, пока у нее нет полноценного платежного оборудования.
Цели и задачи внедрения эквайринговой системы
Вот несколько причин, почему малому бизнесу стоит внедрять эквайринг:
- Уменьшение очередей. С эквайринговой системой оплаты происходят быстро, за пару секунд.. Продавцам не придется пересчитывать деньги, проверять купюры, отсчитывать сдачу. Все, что им нужно сделать — предоставить терминал для оплаты и выдать чек. Как результат — скорость обслуживания увеличивается а очереди сокращаются.
- Увеличение продаж. Внедрение эквайринга расширяет аудиторию. Покупателям не придется отказываться от покупки в случае, если у них не оказалось с собой наличных средств. Еще эквайринг помогает повысить средний чек: потребители охотнее тратят деньги с карт, чем из обычного кошелька.
- Сокращение издержек. Частичный прием платежей безналичным методом снижает расходы на инкассацию и минимизирует риск недостачи, который может быть вызван ошибками кассиров.
- Повышение лояльности клиентов. По последним данным, доля безналичных платежей в розничной торговле в России превысила 84%. Потребителям проще рассчитываться картой, телефоном или СПБ. Наличие терминала для безналичной оплаты улучшает мнение клиентов о компании.
- Снижение финансовых рисков. Чем меньше наличных, тем ниже риск их кражи персоналом, хищения преступниками, мошенничества и других неприятных ситуаций. Кроме того, эквайринг полностью исключает вероятность получения от покупателя фальшивых купюр.
Минусы внедрения безналичной оплаты
Среди недостатков эквайринга можно выделить два момента:
- Комиссия. За использование технологии безналичных платежей нужно платить эквайеру процент от каждой оплаты.
- Использование оборудования. Терминалы нужно периодически обслуживать, ремонтировать и иногда менять — по мере их естественного износа.
Такие недостатки полностью окупаются, потому что эквайринг увеличивает прибыль за счет лояльности клиентов и обеспечивает высокий уровень безопасности средств, по сравнению с наличными. К тому же, оба минуса можно оптимизировать выбором эквайринговой компании с комфортными условиями обслуживания.
Выбор эквайринговой компании
Эквайринговая система может быть интегрирована в бизнес банком или финтех-компанией. У каждого эквайера свои плюсы и минусы. Одни предлагают дешевые терминалы, но высокие комиссии. Другие — берут меньшую стоимость за проведение транзакций, но оказывают только услуги интернет-эквайринга.
Чтобы внедрение эквайринговой системы оказалось действительно эффективным и полезным для бизнеса, важно правильно выбрать эквайера. Вот на что стоит обратить внимание:
- Вид эквайринга. Для офлайн точки продаж актуальным будет мобильный или торговый эквайринг. Первый отличается меньшими расходами, а второй — большей безопасностью.
- Поддерживаемые платежные системы. Чем больше платежных систем поддерживает эквайер, тем больший выбор методов оплаты компания сможет предложить клиентам. Например, интернет-система безналичных платежей от LIFE PAY позволяет принимать платежи с карт МИР, MasterCard, Visa, Яндекс Пэй, СБП.
- Тарифы обслуживания. Важно сравнить комиссию за проведение транзакции в нескольких компаниях и выбрать оптимальный для себя вариант. Например, комиссия на торговый эквайринг в LIFE PAY для кафе и ресторанов начинается от 1,27%, в Тинькоффе — от 2,9%, в Payeer — от 2,7%.
- Предоставляемое оборудование. Необходимо заранее узнать, какие именно инструменты для безналичных платежей предоставляет эквайер.
После выбора компании следующим шагом нужно заключить с ней договор на подключение и обслуживание эквайринга. Сделать это могут только ИП или юридические лица. Самозанятые подключить эквайринг могут только при условии, если откроют ИП по системе «налог на профессиональный доход» и получат расчетный счет.
Подключение проходит быстро, продавцу нужно предоставить ИНН, паспорт (копии) и свидетельство о регистрации ИП или юрлица. Организациям дополнительно нужно предоставить решение о назначении гендиректора и копию устава. После заключения договора эквайер начнет процесс организации безналичных платежей. В среднем он занимает от 3 до 15 дней.
Подключите эквайринг для малого бизнеса
Сегодня эквайринг обязателен не столько с точки зрения законодательства, сколько с точки зрения качества обслуживания клиентов и безопасности финансовых операций. Его внедрение в малый бизнес позволит расширить охватываемую аудиторию, повысить продажи и, как итог, увеличить прибыль. Поэтому игнорировать такой эффективный платежный инструмент не стоит. Особенно — в условиях современной конкуренции и массового перехода на безналичную оплату.