При совершении безналичного платежа, помимо обычного чека, покупателю нужно предоставлять слип-документ. Он не заменяет кассовый чек, а выдается дополнительно. Причём его обязательно не только выдавать, но и хранить.
Предложения для малого и среднего бизнеса
Слип-чек — что это такое и как работает
Слип-чек — дополнительный платежный документ, который сопровождает безналичную оплату. Принцип его действия следующий:
- Покупатель совершает платеж картой (в интернет-магазине или офлайн-точке продаж). Данные карты считывает отдельное устройство или онлайн-касса.
- Считанные данные передаются в банк-эквайер (организацию, которая предоставляет услуги эквайринга — безналичной оплаты). Параллельно с этим печатается платежный документ.
- Покупатель получает слип-чек (цифровой или бумажный), который подтверждает, что данные карточки были переданы эквайеру для проведения платежной операции.
Эквайринговый чек подтверждает, что процедура оформления платежа началась. А на её успешное выполнение указывает другой документ — кассовый чек.
Содержание эквайрингового чека
Визуально слип похож на кассовый чек. Но эти документы различаются по информационному содержанию. Слип содержит данные о трёх сторонах:
- терминал,
- покупатель и продавец,
- банк.
Список данных слипа включает:
- идентификатор терминала,
- тип операции,
- дату приема платежа,
- размер комиссии,
- валюту расчета,
- данные банковской карты,
- код авторизации.
Некоторые слипы содержат QR-код, который хранит информацию о процедуре платежа.
Зачем и кому нужен слип-чек
В первую очередь слипы важны для банков-эквайеров. Каждый безналичный платёж сопровождается уплатой банку определённого процента. Например, если клиент возвращает товар, банк недополучает часть прибыли (безналичный платеж был выполнен, но после возврата эквайер потерял свой %). В подобной ситуации банк может запросить подтверждение расчетов — с помощью слипов.
Важно: слипы нужно хранить в бумажном виде. Банк может запросить их для проверки в любой момент. После проверки слипы возвращаются продавцу.
Слипы могут пригодиться в случае мошенничества. Если клиент банка потерял карту, он может запросить возврат средств, которые злоумышленник с нее потратил. В такой ситуации слипы используются для оспаривания операции.
Полезны слип-чеки и для кассиров. Они позволяют сверить суммы в конце смены и восстановить историю операций, если Z-отчет (фискальный документ, который оформляют в завершении рабочего дня) утерян.
Интересно: На практике слипы нужны только при решении спорных и конфликтных ситуаций. Органы учета такие документы не интересуют.
Согласно гл. 3 положения ЦБ РФ от 24.12.2004 №266-П, выдавать слип-чек обязательно. Причем оформлять его нужно в трех экземплярах:
- для покупателя,
- для продавца,
- для банка.
Сейчас четкой административной ответственности за отсутствие слипа нет. Но контролирующие органы могут приравнивать такое нарушение к выдаче кассового чека (согласно КоАП РФ Статья 14.5), что влечёт за собой штрафы:
- 2 000 рублей — для ИП,
- 10 000 рублей — для организаций.
Аналогичный штраф будет наложен при отсутствии кассового чека. Поэтому при оформлении покупки клиенту нужно выдавать оба документа.
Различия кассового и слип-чека
Кассовый чек и слип-чек — неравнозначные документы. Между ними масса различий:
Тип чека | Кассовый | Слип (эквайринговый) |
Способ печати | онлайн-касса | эквайринговый терминал |
Способ оплаты | наличный, безналичный | безналичный |
Передача данных в налоговую | да | нет |
Обязательное хранение (в бумажном виде) | нет | да |
Кассовый чек — это фискальный документ (передающий информацию в налоговую), который используется для учета продаж, налоговой отчетности. Слип-чек — нефискальный документ (не передающий информацию в налоговую), который только подтверждает тот факт, что данные были отправлены эквайеру и процесс безналичной оплаты был запущен.
Печать и настройка слип-чека
Печать слип-чека возможна двумя методами:
- ручным,
- автоматическим.
Ручной способ считается устаревшим и используется только в экстренных ситуациях. Например, если терминал перестал работать или пропало соединение с интернетом. В таком случае кассир вручную печатает слип с помощью импринтера — устройства, которое создает оттиск платёжной карты. Деньги со счёта покупателя списываются с задержкой. На практике такой метод практически не используется.
Автоматический метод — это печать слипа терминалом, который принимает оплату картой. Обмен данными происходит моментально, поэтому деньги со счета покупателя в таком случае списываются быстро.
В зависимости от настроек, терминал может выдавать слип в бумажном виде, а может отправлять его по email. Кроме экономии бумаги, второй вариант имеет еще одно существенное преимущество: удобство хранения. Потерять электронные слипы практически невозможно.
Печать эквайринговых документов настраивается компанией, которая обслуживает терминал. Она же занимается устранением ошибок слип-чеков при их появлении.
Главное о слип-чеках
Подведем краткие итоги по слип-чекам:
- Слип-чек — документ, который подтверждает факт проведения безналичной оплаты с помощью банковской карты.
- Каждый продавец обязан выдавать покупателю слип, если он оплатил покупку картой. Копия такого документа должна храниться у продавца.
- Слип-чек не заменяет кассовый. Документы имеют разную значимость и применение. При оформлении покупки клиенту нужно выдавать оба варианта чека.
- Хранение слип-чеков помогает бизнесу решать спорные ситуации и обеспечивать прозрачность платежных операций. Реже слип-чеки могут понадобиться бухгалтерии.
- Невыдача слипа приравнивается к выдаче кассового чека и может сопровождаться штрафом.
Предложения для малого и среднего бизнеса
К счастью для предпринимателей, сегодня слип-чеки формируются автоматически. Подтверждать получение данных карточек вручную не надо. Чтобы вести законную коммерческую деятельность, нужно лишь следить за работой терминала, хранить все слипы и предоставлять их эквайеру при необходимости.