
Автоматизация — неотъемлемая часть развития бизнеса, в том числе и розничной торговли. Современная автоматизация магазина может включать элементы VR (виртуальная реальность), ИИ (искусственный интеллект), AR (дополненная реальность). Она нужна для повышения эффективности бизнеса, ускорения обслуживания клиентов и оптимизации рабочих процессов. Добиться таких результатов можно с помощью современных технологий и инструментов.
1. Функциональное кассовое оборудование
Перед автоматизацией важно правильно подготовиться. Первый шаг – установка онлайн-кассы, которая влияет на скорость и удобство продаж.
Проблема многих предпринимателей в том, что они приобретают кассу только для соблюдения закона № 54-ФЗ, не уделяя внимания характеристикам оборудования. Потом касса перестаёт справляться с нагрузкой. Например, из-за недостаточного объёма памяти или медленной скорости печати чеков. Это приводит к замедлению работы торговой точки, снижению уровня лояльности клиентов и уменьшению прибыли. Первый шаг в автоматизации торговли — выбор кассового аппарата, который соответствует потребностям бизнеса и перспективам роста.
2. Автоматизация складского учёта
Если товаров много, вести учёт их остатков вручную рискованно и сложно. Ошибки могут возникнуть из-за невнимательности продавцов. В лучшем случае они приведут к внутренним проблемам. В худшем — станут причиной недовольства покупателей и потери части клиентов. Чтобы избежать этого, нужно автоматизировать складской учёт. Это позволит:
- контролировать остатки товаров и вовремя их заказывать, исключая дефицит;
- следить за продуктами с истекающим сроком годности;
- анализировать спрос на товары разных категорий.
Автоматизировать складской учёт можно с помощью специального ПО. Например, МойСклад. Это облачный сервис автоматизации складского учёта для малого и среднего бизнеса. Он поддерживает интеграцию с кассовыми системами. Также можно использовать 1С:Управление торговлей. Это универсальная система автоматизации складского учёта, которая в том числе подходит для крупных магазинов и интегрируется со всеми основными кассовыми ПО.
3. Расширение способов оплаты
При выборе кассовой системы нужно помнить, что клиенты редко расплачиваются наличными. Чтобы повысить эффективность продаж, нужно расширять способы оплаты товаров:
- банковские карты,
- QR-коды,
- NFC,
- наличные.
Организовать приём платежей разными способами поможет современный POS-терминал. Если возможности купить новое оборудование нет, можно использовать альтернативные инструменты. Например, мобильное приложение LIFE POS Lite, которое может принимать платежи с карты, телефона или другого устройства без специального оборудования. Это приложение подойдёт небольшим компаниям, которые только начинают развиваться, а также онлайн-магазинам — при оплате доставленного заказа.
4. Электронные витрины и виртуальные каталоги
Автоматизировать работу консультантов можно с помощью электронных витрин и онлайн-каталогов. Это небольшие экраны, устанавливаемые в торговом зале. Они могут показывать ассортимент магазина с описанием всех товаров. Благодаря электронным витринам покупатель может быстро найти товар и изучить его характеристики, не прибегая к помощи менеджеров.
5. Система самообслуживания
Системы самообслуживания — это удобный способ ускорить продажи и сделать магазин эффективнее. С их помощью покупатели самостоятельно сканируют и оплачивают товары. Бизнес получает:
- уменьшение очередей,
- экономию на зарплатах,
- повышение лояльности клиентов.
Использовать кассы самообслуживания можно даже в небольших магазинах. Чтобы протестировать такой метод автоматизации продаж, нужно установить один-два терминала для самостоятельной оплаты покупок в кассовой зоне.
6. Автоматизированное управление ценами и скидками
Ручное изменение цен и расчёт скидок занимают много времени. Чтобы контролировать стоимость товаров, можно подключить систему динамического ценообразования, которая:
- автоматически рассчитывает цену в зависимости от покупательского спроса;
- учитывает цены конкурентов;
- предлагает скидки и акции для более эффективных продаж.
Например, при остатке сезонных товаров система может автоматически рассчитать скидку, чтобы всё распродать, получив максимальную прибыль. Функция динамического ценообразования доступна в CRM-системах (amoCRM, Bitrix24 и RetailCRM), а также в специализированных программах (Competera, Repricer, Pricing Hub).
7. Подключение CRM-системы
Автоматизировать можно не только процесс оплаты товаров, но и отношения с клиентами. Происходит это через CRM — систему управления взаимоотношениями с клиентами. Она может собирать данные о покупателях, формировать персонализированные предложения и вести историю взаимодействий с клиентами. Например, если покупатель часто берёт кофе, система может информировать его о появлении новых сортов или предлагать специальную скидку на них. Информацию для отправки предложений и анализа данных CRM может брать из карты лояльности клиента или его профиля в системе (в зависимости от способа продаж: офлайн или онлайн). Среди программ для автоматизации магазина и улучшения взаимоотношений с клиентами можно выделить amoCRM, Bitrix24 и RetailCRM.
Автоматизировать — значит повышать эффективность комплексно
Автоматизация магазина — это не только ускорение платежей. Она улучшает взаимодействие с клиентами, повышает качество товароучёта, стимулирует продажи с помощью персональных предложений. Начинать автоматизацию нужно с базовых решений (подключение разных способов оплаты, CRM, систем складского учёта), постепенно добавляя новые технологии и расширенные системы (динамическое ценообразование, кассы самообслуживания, электронные витрины). Такой подход сделает бизнес эффективнее, а его прибыль — высокой.