
Исследование Т-Банка показало, что в России объём рынка онлайн-платежей в 2024 году вырос на 24% в сравнении с 2023 годом. По данным банка, количество оплат в интернете вырастет еще на 15%. Статистика указывает на то, что в бизнесе нужно применять онлайн-оплату банковскими картами, электронными кошельками и другими методами. А чтобы получить от интернет-платежей больший эффект, нужно учитывать тренды.
Buy Now, Pay Later для оплаты покупок частями
В ближайшие годы одним из ключевых трендов в сфере онлайн-платежей станет технология Buy Now, Pay Later (BNPL). Переводится термин как «покупай сейчас, плати потом». Смысл технологии в том, что стоимость покупки делится на равные части. Покупатель оплачивает её постепенно. А сам товар или услугу получает сразу.
В России технология BNPL уже доступна. Такой продукт предлагают ведущие банки и платёжные сервисы:
- Т-Банк — «Долями»
- Яндекс — «Сплит»
- Сбербанк — «Плати частями»
- Альфа-банк — «Подели»
- LIFE PAY — «Сервис для платежей частями»
- Совкомбанк — «Халва частями».
На первый взгляд система оплаты BNPL может показаться похожей на рассрочку. Но между ними есть отличия:
Критерий | Buy Now, Pay Later | Рассрочка |
Сумма покупки | Обычно ограничена 30–50 тыс. рублей | Может достигать 100–500 тыс. рублей |
Заключение договора | Не требуется | Требуется |
Влияние на кредитную историю | Отсутствует | Есть |
Процентная ставка | Отсутствует | Есть (в большинстве случаев) |
С помощью BNPL клиенты могут покупать товары при условии, если у них нет времени на оформление и одобрение рассрочки.
Система быстрых платежей для мгновенных покупок
Чем меньше времени нужно на оформление платежа — тем выше вероятность, что покупатель совершит оплату. На этом фоне набирает популярность система быстрых платежей (СБП), запущенная Банком России. С ней можно оплатить покупку по ссылке. Такой метод выгоден:
- Бизнесу СБП помогает моментально получать деньги. В отличие от классического перевода с карты, при использовании системы быстрых платежей деньги сразу поступают на счёт продавца.
- Покупателю СБП даёт возможность быстрой оплаты покупки. Ему не нужно вводить данные карты, только перейти по ссылке и совершить оплату, подтвердив перевод средств через банковское приложение.
СБП можно подключить через банк, который участвует в партнёрской программе системы (полный перечень таких можно найти на официальном сайте), или платёжный сервис (например, LIFE PAY).
Оплата товаров и услуг через чат-боты в Telegram
Telegram — популярнейший мессенджер в нашей стране. Его аудитория превышает 82 млн россиян. Платформу также используют для коммерческих целей. С помощью чат-ботов и каналов компаниям можно создавать полноценные интернет-магазины на базе мобильного приложения, в которых можно проводить оплату. Клиентов привлекает такой формат онлайн-платежей. Увидев на канале интересующий товар, пользователь может заказать и оплатить его, не переходя на сторонние сайты. Для бизнеса выгодны Telegram-каналы с чат-ботами для оплаты. Создание такого инструмента продаж дешевле, чем разработка отдельного приложения.
Чат-боты для оплаты в Telegram набирают популярность как альтернативный метод приёма платежей. Но полезным он будет только для некоторого бизнеса:
- интернет-магазинов с ограниченным ассортиментом;
- продаж цифровых товаров;
- образовательных онлайн-услуг.
Такой приём платежей через чат-бот онлайн могут использовать и офлайн-компании. Например, салоны красоты — как мессенджер для записи клиентов и получения предоплаты.
Повышение спроса на услуги финтех-партнёров
Финтех-партнёры — это платёжные компании, которые, не являясь традиционными банками, также предоставляют онлайн-платежи (пример — LIFE PAY). Их услуги набирают популярность, что можно объяснить преимуществами финтех-компаний перед банковскими организациями:
Критерий | Банки | Финтех-компании |
Технологический подход | Используют консервативные методы, технологии | Задают тренды, внедряют современные цифровые продукты для организации платежей |
Гибкость | Медленно внедряют инновационные решения из-за сложной инфраструктуры | Адаптируются под изменения рынка |
Продукты | Предоставляют услуги комплексно | Позволяют выбирать нужные продукты |
В отличие от банков, финтех-компании предлагают персонализированные решения для организации платежей. Бизнес может выбрать оптимальные инструменты и продукты для своих потребностей без больших финансовых затрат.
Внедрение искусственного интеллекта в оформление платежей
Искусственный интеллект активно используют в сфере онлайн-платежей. Здесь можно выделить три преимущества внедрения нейросети:
- Увеличение среднего чека. Искусственный интеллект может анализировать корзину покупателя и предлагать дополнительные товары.
- Персонализация предложений. Нейросети помогают бизнесу лучше понимать клиентов. ИИ может отслеживать и анализировать поведение покупателей, формируя индивидуальные стратегии работы с ними. Такую информацию можно использовать, например, для персонализированных рассылок.
- Биометрическая аутентификация. Искусственный интеллект используют для биометрической аутентификации при подтверждении оплаты. С его помощью можно распознавать лица и отпечатки пальцев.
Внедрение ИИ в бизнес и онлайн-платежи помогает улучшать клиентский опыт, оптимизирует процессы и повышает безопасность для обеих сторон сделки.
Все ключевые тренды основаны на двух факторах — скорости и удобстве. Чем быстрее и проще проходит оплата, тем выше вероятность, что клиент завершит покупку. В ближайшее время именно это будет определять успех в сфере онлайн-торговли.