
Фискальный накопитель (ФН) — неотъемлемая часть любого кассового аппарата. Он отвечает за хранение, передачу и запись всей информации о финансовых операциях и отправляет данные своему оператору, который передает их в налоговую. Поэтому даже незначительные ошибки в работе ФН могут стать причиной некорректной передачи информации в налоговую службу. Чтобы быстро устранить возможные проблемы с кассовыми операциями, нужно знать основные ошибки ФН. Подробно разберём их в статье.
Предложения для малого бизнеса
от LIFE-PAY
Что такое фискальный накопитель, и для чего он нужен
Фискальный накопитель — чип в кассовом аппарате, который записывает информацию обо всех операциях и выступает посредником между покупателем и налоговой службой. Его место в процессе оформления платежей можно представить таким образом:
- Покупатель оплачивает покупку и получает чек с фискальным признаком (отличительный символ, который подтверждает, что касса работает в фискальном режиме, а все данные передаются в налоговую службу).
- Данные чека записываются на ФН и передаются оператору фискальных данных.
- Оператор фискальных данных передает данные чека в налоговую.
Передача всех данных происходит автоматически. В любой момент покупатель может проверить легитимность полученного чека через сайт налоговой. А сам продавец может быть уверен в прозрачности своей деятельности.
Интересно: Изменить данные, занесенные на ФН, невозможно.
Использовать можно только фискальные накопители, которые:
- соответствуют требованиям закона №54-ФЗ;
- включены в реестр ФНС Федеральной налоговой службы (ФНС).
Фискальные накопители делятся на две группы по сроку действия — 15 и 36 месяцев. Как только период работы чипа подходит к концу, его нужно менять. В процессе использования ФН могут возникать ошибки, исправить которые можно самостоятельно.
Причины и риски ошибок фискального накопителя
Ошибки фискального накопителя — частая проблема, с которой сталкиваются многие предприниматели. Причин их появления множество. Среди наиболее распространенных можно выделить:
- проблемы со связью,
- неполадки в устройстве,
- некорректные действия кассира.
Главная опасность ошибок ФН — штраф. Предприниматель может получить его за передачу налоговой некорректных сведений о кассовых операциях или полное отсутствие данных о них. Так, за непередачу фискальных данных в налоговый орган придётся заплатить:
- 1500–3000 рублей (штраф для должностных лиц и ИП);
- 5000–10000 рублей (штраф для юридических лиц).
Если в ходе налоговой проверки будет установлено, что ФН работает некорректно, предпринимателю придётся заплатить штраф в размере 3000 рублей, а юридическому лицу — в размере 10 000 рублей.
Основные коды ошибок фискальных накопителей
Распознать некорректную работу ФН можно по чеку. При проблемах с фискальным накопителем касса печатает на чеке код ошибки. Система кодов для всех ФН универсальна. Чаще всего встречаются ошибки, которые подробно разберем дальше.
Ошибка 210
210 — ошибка обмена данными. Возникает из-за отсутствия соединения ФН с кассой на уровне интерфейса. Так случается по двум причинам:
- неправильно размещен накопитель в кассовом аппарате;
- поврежден шлейф ФН.
В первую очередь нужно проверить, правильно ли установлен накопитель и не поврежден ли он. Если до появления ошибки касса падала или подвергалась другим механическим воздействиям, лучше сразу сдать её в сервисный центр.
Реже ошибка 210 возникает из-за перегруза фискального накопителя после долгого простоя. Если касса не использовалась больше месяца, после включения стоит подождать 10–15 минут, прежде чем печатать первый чек.
Совет: убедитесь, что чип расположен верно и не поврежден.
Ошибка 212
Код 212 выступает признаком неверного состояния фискального накопителя. При его появлении нужно убедиться в следующем:
- касса поставлена на учёт в ФНС,
- шлейф верно подключен к ФН и кассовому аппарату,
- шлейф не повреждён.
Если чип успешно прошел регистрацию в налоговом органе, то, вероятнее всего, ошибка 212 возникла из-за его поломки. Выход в такой ситуации один: установка нового ФН.
Совет: убедитесь, что вы не совершили ошибку при регистрации ФН.
Ошибки 213–216
Ошибки 213–216 указывают на:
- неисправимые проблемы ФН (213),
- некорректность контрольной суммы (214),
- истечение срока работы ФН (215),
- переполнение архива данных (216).
При появлении любого из этих кодов в первую очередь нужно перезагрузить кассовый аппарат. Если проблема не решается перезагрузкой, придётся закрыть архив ФН через настройки кассы и заменить чип для записи данных.
Совет: перезагрузите устройство.
Ошибка 217
217 — ошибка передачи неверных данных в налоговый орган. Возникает, если неправильно установлена дата и время в кассовом аппарате. Чтобы исправить ситуацию, нужно изменить эти параметры в настройках кассы.
Совет: проверьте корректность времени и даты.
Ошибка 219
Код 219 возникает довольно редко. Его причина — переполнение памяти ФН при условии, что срок его действия ещё не истёк. Обычно это происходит, если бизнес часто печатает чеки. Решить такую проблему можно только установкой нового чипа для записи данных.
Совет: замените накопитель на новый.
Ошибка 225 и 255
225 и 255 — ошибки, указывающие на неверный номер фискального накопителя. Они возникают после замены чипа, если не были внесены изменения в настройки. Чтобы устранить проблему, нужно ввести корректный номер ФН в настройках кассового аппарата.
Совет: проверьте корректность номера ФН в настройках кассы.
Ошибка 231
Код 231 указывает на неправильное значение параметров команды накопителя. Обычно эта ошибка возникает, если ФН не соответствует системе налогообложения конкретного бизнеса. Например, магазины подакцизных товаров не могут использовать накопители со сроком службы 36 месяцев. Решить проблему можно только заменой чипа записи данных.
Другой причиной ошибки 231 может быть неверно указанная система налогообложения. Проверить её можно в настройках кассы.
Еще ошибка 231 может возникнуть, если кассир выбрал неверный признак расчета. Такое часто случается, когда компания предлагает и товары, и услуги. Если при продаже товара кассир укажет признак расчета услуги, ФН выдаст ошибку 231. Решение проблемы простое: нужно изменить признак расчета при оформлении нового чека.
Совет: убедитесь, что ФН соответствует системе налогообложения.
Ошибка 232
Код 232 появляется из-за проблем с форматом кодирования данных. Обычно он возникает при перегрузке пакета фискального накопителя. За одну отправку данных ФН может передать ограниченный объём информации. Если в чеке собрано слишком много данных для чипа, он может выдать ошибку 232. Решить проблему можно сокращением позиций в чеке.
Совет: уменьшите объем данных чека.
Ошибка 233 и 236
Код 233 появляется при проблемах соединения с ОФД. Чаще всего это происходит из-за прерванного подключения кассового аппарата к интернету. Поэтому в первую очередь нужно проверить и при необходимости перезагрузить сеть. Реже код 233 появляется из-за указания в настройках неверных параметров ОФД. В таком случае проблема решается изменением настроек.
Ошибка 236 указывает на то, что фискальный накопитель не может принять информацию от оператора данных. Такая проблема возникает из-за проблем с интернет-соединением. Но может появиться и из-за завершения действия договора с оператором.
Совет: проверьте стабильность интернет-соединения и взаимодействия с ОФД.
Ошибка 235
Код 235 говорит о блокировке кассового аппарата. Причина — в неотправленном документе. Такая ошибка возникает, когда информация не была отправлена оператору фискальных данных с накопителя в течение 30 дней после её записи. В соответствии с № 54‑ФЗ, в таком случае ФН перестаёт создавать фискальный признак, останавливая работу кассы. В результате закрыть смену или напечатать документы невозможно. Чтобы решить проблему, нужно:
- через меню кассового аппарата создать отчет по текущим расчетам;
- найти неотправленный ОФД документ;
- отправить нужные данные оператору.
Реже ошибка 235 возникает из-за завершения действия договора с оператором фискальных данных. В такой ситуации для решения проблемы нужно продлить контракт.
Совет: проверьте подключение к интернету и действие договора с ОФД, отправьте ему все неотправленные данные.
Ошибка 237
Код 237 также связан с неотправленными документами. Он появляется, если фискальный накопитель сохранил информацию о кассовых операциях, но не передал ее оператору данных. Так происходит, если касса какое-то время работала без подключения к интернету. Чтобы исправить ошибку, перед закрытием смены кассиру нужно отправить все неотправленные документы оператору.
Совет: найдите неотправленную информацию и отправьте её оператору фискальных данных.
Что делать, если фискальный накопитель выдает ошибку
Далеко не все ошибки указывают на неисправность фискального накопителя. Некоторые возникают из-за перегруза чипа или некорректного соединения кассового аппарата с интернетом. Поэтому при появлении в чеке ошибки рекомендуем:
- Перезагрузить кассовый аппарат. В большинстве случаев перезагрузка помогает обновить работу ФН и устранить ошибку.
- Обратиться к оператору фискальных данных. ОФД проверит корректность передачи информации со своей стороны и предоставит возможные варианты решения проблемы.
- Передать кассовый аппарат в сервисный центр. В зависимости от типа проблемы специалисты сервиса заменят чип, перенастроят кассу или проведут другие работы, чтобы восстановить нормальную работу устройства.
Быстрее остальных проблему удастся решить предпринимателям, которые используют облачную онлайн-кассу. Решение любых проблем с ней берёт на себя компания, которая предоставляет такое оборудование.
Предложения для малого бизнеса
от LIFE-PAY
Полностью исключить риск появления ошибок фискального накопителя трудно. Даже непродолжительный сбой интернет-соединения может стать причиной проблем с передачей данных. Задача кассира и предпринимателя — своевременно выявлять ошибки и быстро их устранять. Только так можно избежать проблем с передачей данных в налоговую.