Разбираемся с ФЗ-54
Автор: Виктория Сорочинская,Автор 2017-04-20 12:52:09

Разбираемся с ФЗ-54

Кто-то что-то знает?

Если крупные ритейлеры по большей части в курсе изменений, малый и средний бизнесы до сих пор не особо погружены в детали. 54-ФЗ привел к ажиотажу на рынке поставщиков кассового оборудования и конкретно фискальных накопителей. У некоторых из них в принципе нет фискальных накопителей и неизвестно, когда они появятся. Понятно, что рано или поздно это произойдет, но сроки растягиваются до 2х месяцев, а у бизнеса горит уже сейчас — срок ЭЛКЗ кончается, или открывается новая точка — нужна касса, соответствующая законодательству.

Те, кто не озаботился заранее подключением нового оборудования, сейчас, конечно, в непростом положении.

Для тех бизнесов, которые продают онлайн — ситуация осложняется тем, что нужно сайт, CMS или платежный сервис подключить к онлайн кассе. Как это сделать, многим непонятно.

В целом, до 1 июля времени достаточно перерегистрировать ККТ с обязательной передачей данных в ФНС и постепенно ввести новый аппарат в работу. Это вынужденные, но неизбежные траты.

Что же будет?

Есть абсолютно оправданный сценарий, что малый бизнес уйдет в тень: будет принимать наличные или переводить деньги с карты на карту. Все-таки, в первую очередь, задача предпринимателя — зарабатывать. А фрейм онлайн-фискализации направлен как раз на контроль процесса продаж от производителя до конечного покупателя.

И, если крупный бизнес, который в большинстве своем работает согласно законодательству, “в белую”, заплатит за новое оборудование, сделает модернизацию, и будет жить так же, то что будет с небольшими компаниями в формате нового закона — весьма интересно.

Кто-то уйдет работать в черную, кто-то “обелится”. Точно никто утверждать не берется.

Все не может быть так плохо!

Есть и приятные плюшки. С помощью новых правил использования ККТ довольно просто внедрить учет продаж, учет товаров, систему лояльности — тот комплекс ИТ продуктов, который раньше был доступен крупному бизнесу. Теперь погрузиться в аналитику и детали бизнеса и контролировать процессы от начала и до конца — проще. Это не инновации конечно, но расширение инфраструктуры для простого внедрения автоматизации и учета.

А фискальный регистратор и другое необходимое оборудование, которое в среднем сейчас стоят 30 000 рублей, можно купить в единственном экземпляре на торговую точку и подключить все кассы в магазине к нему одному. Например, у вас работает три менеджера в трех отделах — и нет смысла в каждый отдел ставить по кассе. При этом каждый менеджер хочет и должен работать в кассовом софте на своем рабочем месте. Вот новое решение это обеспечит. К тому же, вы сократите расходы.

В этом заключается тренд перехода в облака, а в частности — переход на электронные чеки.

Немного фактов

© Lifepay


Я сэкономлю, если касса у меня уже есть?

Структура расходов предпринимателя при установке кассы строится на закупке железа, приобретении и регистрации электронной подписи (от 2 000 р.), заключении контракта с ОФД (Оператор Фискальных Данных; 3 000 р.). Также нужно закладывать в бюджет — услуги подключения и настройки кассы (от 2 500 р. до 5 000 р.) и ежемесячную поддержку софта (от 500 р. в месяц). Ценники на железо примерно одинаковые и начинаются от 26 000 рублей за комплекс.

Сократить расходы можно купив кассу, КЭЦП и ОФД в комплексе, таким образом наценка на каждый отдельный элемент получится меньше. Само подключение можно провести самостоятельно. Мы, в Lifepay, даем подробную инструкцию, как это сделать. Еще возможно заказать удаленную настройку кассы и подключение к ОФД или выбрать действительно недорогое, комплексное, удобное и простое в установке решение.

Касса Lifepay

В городах да селах: есть ли разница?

Если мы говорим про установку кассы в точке в удаленном село без интернета, то по закону такому территориально расположенному бизнесу разрешено оставить оффлайн-кассу. Если про город — то нужно использовать доступные каналы Интернета. Для этого касса должна уметь работать по LTE/3G или по WiFi, а не по проводу. Почему? Потому что провод провести куда сложнее.

На практике

Недавний проект “Мобильный продавец”, реализованный в ЦУМе, показательный пример того, как большие магазины разрабатывают классные решения под себя. Идея грандиозна и, с точки зрения удобства покупателя, безусловно имеет прорывной характер. Но это ЦУМ. А что делать тем, у кого бюджеты несколько скромнее?

Решения со стоимостью чугунного моста потянет далеко не каждый магазин.

Стоимость необходимого оборудования на одну точку обойдется около 100 000 рублей.

Дополнительно обязательно закладывайте в расходы цену ежемесячного обслуживания и услуги интеграторов.

Можно ли сделать проект бюджетнее? Можно

Сначала определите нужно ли вам просто обновить кассовую технику или придется делать массовую закупку. Если касса у вас есть и ей требуется лишь небольшой апдейт, не тратьте средства впустую. Оба варианта вы можете поставить на учет в налоговых органах. Далее выберите поставщика кассовых решений: это может быть зарубежный софт или российский, который ничем не хуже, а во многих случаях и лучше, так как создается напрямую под потребности российского ритейла.

На рынке достаточно поставщиков современных кассовых решений на любой вкус и кошелек. Если вы хотите дорогое решение, как ЦУМ, то безусловно можно нанять команду разработчиков под себя, отдельно заказать дорогое и стильное оборудование. Но стоит ли овчинка выделки?

В принципе, установка нового ККТ — это уже шаг к идеальному и прекрасному миру. Любой оффлайн магазин включает в себя площадь торгового зала. Это место и для оборудования, и для товара, и для проведения расчетов с покупателями, и для персонала. Традиционно, с момента, когда клиент знакомится с продукцией магазина, до этапа оплаты — проходит время. К тому же, очень многое может помешать покупке, в частности, нелюбимые клиентами длинные очереди и медленные кассиры. Разумеется, клиент не хочет стоять в длинной очереди на кассе, он с радостью оплатит товар прямо на выходе из примерочной. Кто-то возможно не согласен, но он скорее всего не очень общался с поколением Z — а именно его называют задающим тренды сейчас.

А представьте магазин, в котором вы не стоите в очереди с кучей вешалок в зубах. Вы также можете сразу уйти в новой вещи, а не бегать на кассу, платить и снимать магниты и ценники, чтобы потом идти в примерочную и переодеваться в вожделенную новинку. А все потому, что консультант в зале принял оплату прямо из-за шторки.

Это во многом стало возможно благодаря изменениям в ФЗ-54. Сейчас клиент может расплатиться и получить фискальный чек в электронном виде по смс или электронной почте. Этому способствует рост мобильных POS-решений на базе смартфонов и планшетов и использование терминалов для мобильного эквайринга.

Осуществимо ли?

Еще как! Схема работы решения очень проста:

Консультант работает с платежно-кассовым приложением в смартфоне.

Приложение интегрировано с системой учета товаров и складом: видны остатки на складе, доступные цвета и размеры. В нем можно как пробить отдельную товарную позицию, так и сформировать заказ, пока клиент гуляет между стеллажами — а потом в момент оплаты откорректировать итоговый чек.

Также у консультанта есть мини-терминал для эквайринга, он через Bluetooth общается с приложением и помогает принять оплату безналичным способом.

И в удобном месте в зале располагается кассовый узел, состоящий из планшета/смартфона и фискального принтера (облачной кассы). На смартфоне консультанта стоит клиентская часть приложения, а на кассовом узле серверная: все продажи “пишутся” в фискальный накопитель и отправляются в ОФД с полной номенклатурой товаров, как того и требует закон.

Покупатель получает электронную копию фискального чека. При особых приступах консерватизма можно отправить чек на печать и на выходе вручить покупателю.

В “рабочий” набор входят простой смартфон или планшет на андроиде для консультантов, пинпад для приема карт, который умещается даже в нагрудном кармане, и самая простая касса, готовая обеспечить скорость печати. Стоимость смартфона в разы меньше, чем даже подержанного Iphone и модного чехла к нему.

Что мы имеем в остатке? Один фискальный принтер на весь торговый зал, удобный инструмент для консультанта и полное соответствие Фз-54 в части передачи отчетности. Экономия налицо. А бонусы в виде роста лояльности каждый может измерить сам.

Кто умеет быстро меняться, тот и победит

Сейчас ходит очень популярное высказывание об успехах в бизнесе — его часто приписывают то одному, то другому гению: побеждает не самый сильный, а самый приспособленный к изменениям.

В ритейле есть тренд на быструю покупку — каждый из сегментов постепенно переходит в онлайн и это, разумеется, приводит к ускорению скорости приобретения. Увеличиваются требования к логистике и скорости обслуживания клиентов. Если менеджер по продажам позвонил по заявке не сразу, а через час — это недопустимое безобразие, напрямую влияющее на конверсию в продажи. Нужно уметь предугадывать желания клиента. Сайты продают все быстрее. Продающий сайт с конверсией в 5 процентов уже не редкость — важно научиться не терять почти готовую продажу, поэтому оплата товара онлайн (а теперь ведь можно и в e-commerce платить с помощью Apple Pay) — уже жизненная необходимость для бизнеса, а не какой-то особенный уровень сервиса. Клиент видит товар, хочет купить — и сразу ищет кнопку купить.

Также нельзя пройти стороной тренд на omnichannel — то есть когда я могу купить товар/услугу в любом формате (онлайн / оффлайн / доставка) или заказать онлайн, а купить с доставкой или в магазине и наоборот. Кейс даже может быть таким: заказ оффлайн (в офисе), оплата онлайн (через интернет-заказ) и получение уже оплаченного товара с доставкой.

Например, сервис Lifepay является omnichannel — касса с эквайрингом для любого формата точки продажи — будь то магазин, сайт, страница в социальной сети или курьер на пороге у клиента. А получить его можно точно так же — онлайн, с доставкой или в любой точке наших партнеров по России. Безопасно, законно и со всеми необходимыми документами.